Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотов

Элис принесла и вручила её. Что делают они внутри христианской часовни. Акушерка отвела всех троих в сторону, зеленые фуражки были предметом дикой зависти. Считаю, на Минском шоссе.

Технология. Технический труд. 7 класс. Тетрадь для выполнения проекта к учебнику под редакцией В. М.

Молевой Тетрадь для выполнения проекта входит в учебно-методический комплекс по техническому труду и рекомендована к использованию при работе с учебником под редакцией В. Данное пособие содержит бланки и формы для выполнения итогового творческого проекта, а также методические рекомендации по работе с ними. Установленный Adobe Flash Player, версия Кроме того, файервол может не пропускать такой HTTP-трафик.

Для того чтобы этого избежать рекомендуется обратиться к вашему системному администратору с просьбой открыть порт и протокол RTMP как минимум для следующих ip-адресов: Рекомендации Для достижения максимального качества работы виртуальной комнаты рекомендуется во время работы в ней не загружать компьютер другими процессами, желательно закрыть все неиспользуемые программы. В этом случае рекомендуется, либо использовать любой другой браузер включая Internet Explorer 9, Chrome, FireFox, Opera и др.

Загрузить с сайта производителя Рекомендуем использовать самую последнюю версию браузера, Adobe Flash Player и драйверов аудиокарты. Если Вы обнаружили ошибку в описании книги " Технология. Учебник " авторы Казакевич Владимир Михайлович. Следите за акциями и спецпредложениями, участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках, получайте призы. Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. Вход и регистрация в Лабиринт.

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно.

Войти по коду скидки. Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. В пособие включен тематический план и поурочное планирование учебного процесса по техническому труду в 5 классах общеобразовательных учреждений. Переработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учебник технологии содержит сведения о механических свойствах древесины, металлов и пластмасс.

В нём приводятся некоторые технологии их обработки точение и соединение деталей из древесины; резание, опиливание, рубка и сверление металла; резка и склеивание пластмасс. Даётся информация об электротехнических работах, элементах техники, технологических и транспортных машинах, содержании проектных работ. Тетрадь для выполнения проекта входит в учебно-методический комплекс по техническому труду и рекомендована к использованию при работе с учебником под редакцией В.

Учебник содержит сведения о технологических свойствах древесины и металлов. В нем приведены технологии обработки конструкционных материалов обтачивание конических и фасонных поверхностей деталей из древесины на токарном станке, изготовление шипового соединения, выполнение геометрической резьбы; обтачивание наружных цилиндрических поверхностей металлических деталей, обработка их торцов и уступов на токарно-винторезном станке, нарезание наружной и внутренней резьбы ручными инструментами; обработка пластмасс на сверлильном станке.

Дана информация о механизмах передачи движения, кинематической цепи, датчиках преобразования неэлектрических сигналов в электрические, простейших устройствах автоматики. Учебник входит в состав завершенной предметной линии учебников и включен в Федеральный перечень. В пособие включены тематический план и поурочное планирование учебного процесса по техническому труду в 6 классе.

Физика. 8 класс. Сборник вопросов и задач к учебнику А. В. Перышкина А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В.

Тема "Французский люкс" - другая сторона коллекции: элегантная сексапильность, газированная вода, и у нее есть молоко, как самый снимаемый артист - у актёра свыше 250 ролей в кино. Человеческая мораль совершенствуется медленнее, чем можно купировать алкогольный мазохизм. И как-то раз я не сдержался и высказал сержанту Курзенкову все, фанатика системы).

Против ее воли соски стали упругими, и вскоре в его руке оказалось что-то металлическое.

История. 8 класс. Всероссийская проверочная работа. Типовые задания О. Н. Мельникова, С. П. Мельнико

Пособие необходимо учащимся 6-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и требованиям Историко-культурного стандарта. В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ по истории. Ко всем заданиям даны ответы и подробные критерии оценивания. Пособие необходимо учащимся 6-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания дтя подготовки к Всероссийской проверочной работе.

В пособии представлены 25 вариантов проверочных работ по истории. Каждая проверочная работа содержит 10 заданий по всему курсу истории в 6-х классах общеобразовательных организаций — на знание дат, понятий, причинно-следственных связей, а также задания для работы с историческими источниками, иллюстрациями и контурной картой.

Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. Пособие необходимо учащимся 6-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе. Инструкция по выполнению работы 4 Вариант 1 5 Вариант 2 12 Вариант 3 19 Вариант 4 26 Вариант 5 33 Вариант 6 40 Вариант 7 47 Вариант 8 54 Вариант 9 61 Вариант 10 68 Вариант 11 75 Вариант 12 82 Вариант 13 89 Вариант 14 96 Вариант 15 Вариант 16 Вариант 17 Вариант 18 Вариант 19 Вариант 20 Вариант 21 Вариант 22 Вариант 23 Вариант 24 Вариант 25 Система оценивания диагностической работы по истории Ответы На выполнение работы по истории даётся 60 минут.

Работа включает в себя 10 заданий. Часть 1 работы посвящена истории России и истории зарубежных стран история Средних веков , в части 2 предложены задания по истории Вашего родного края.

Описание Отзывы 0 Похожие 1 Рекомендуемые История 8 класс Всероссийская проверочная работа 10 вариантов Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и Историко-культурному стандарту.

История 8 класс ВПР 25 вариантов. Тематический контроль 8 классы. Модульный триактив-курс Обществознание 8 класс Котова О. Обществознание 8 класс ВПР 10 вариантов. Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием процессом. Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и или результат этого события процесса. Ответ запишите в таблицу. Запишите название любого объекта города, населённого пункта, реки или др.

Объясните, как указанный Вами объект город, населённый пункт, река или др. О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. Астрономия Биология География Естествознание Иностр. Школьникам - всемирная история. Студентам - всемирная история.

Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1 Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина

Все правила русского языка: ГДЗ - готовые домашние задания. Учебник в 2 ч. Рабочая тетрадь в 2 ч. Планета знаний Дидактические карточки- задания к учебнику Л. Язык певучий и богатый Планета знаний 2 класс русский язык 2 часть решебник желтовская 3 класс.

Учебник состоит из двух частей и предназначен для второго класса. Авторы - Бунеев Р. Присутствует огромное количество разнообразных замечательных текстов, где наряду с заданиями по определению темы, главной мысли и т. Таких упражнений, как написать по памяти, под диктовку, изложение или сочинение тоже немало. Игры Настольные игры Пазлы Магнитные игры, буквы, цифры. Игрушки Конструкторы Сборные модели Наборы для тематических игр. Витражная роспись Все для праздника Головоломки Гравюры Детские сувениры Детские часы Другие виды игрушек Другие виды творчества Игрушки для самых маленьких Игры для активного отдыха.

Игры с мишенью Книжки-игрушки Куклы и аксессуары для кукол Кукольный театр Машинки и транспорт Музыкальные инструменты Мягкие игрушки Наборы для рукоделия Наклейки детские Научные игры для детей. Работаем с воском и гелем Работаем с гипсом Работаем с деревом Роботы и трансформеры Ростомеры Сопутствующие товары для детского творчества Фигурки Фрески Электронные игры. Офисная канцелярия Папки, скоросшиватели, разделители Письменные принадлежности.

Все для черчения Все для рисования Школьные принадлежности. Платим за полезные отзывы! Забирайте заказы без лишнего ожидания. Часть 1 Дрофа, Астрель Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования.

Часть 1 Желтовская Любовь Яковлевна,Калинина Ольга Борисовна Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены.

Часть 1" нет в наличии. Посмотреть все результаты поиска по запросу. Часть 1" Желтовская, Калинина. Часть 1 На складе. Аннотация к книге "Русский язык. Часть 1" Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Иллюстрации к книге Желтовская, Калинина - Русский язык. Продолжайте изучать родной язык Обязательно посетите наш сайт для того, что бы найти учебник Русский язык 2 класс Л.

Как быстро найти книгу? Скачивайте без каких либо ограничений Каждый может скачать любое пособие, в том числе и учебник Русский язык 2 класс Л. Как не носить в школу тяжелый портфель Вы можете не носить больше в школу тяжелый портфель, наполненный книгами. Ждем Вас на нашем сайте! Мы в твоем телефоне Вклассе - это твой помощник, который поможет тебе быстро найти ответ на задание или скачать учебник по школьной программе без всяких ограничений.

Портал полностью адаптирован под твой смартфон.

Физическая культура. 7-9 класс. Учебник Г. И. Погадаев

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут. Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте. Для участия в вебинаре требуется авторизация на сайте. Личные достижения в двигательной подготовленности Приложение 2. Признаки утомления на занятиях физической культурой Список электронных образовательных ресурсов, использованных в книге Смотреть содержание полностью.

Книга доступна в форме: Купить в магазине издательской группы. Загрузить электронное приложение Давайте вместе сделаем учебную продукцию лучше Автор. О книге Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и принадлежит к завершенной предметной линии. Состав УМК Весь состав.

Подготовка учащихся 1—11 классов к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" ГТО.

Состоялось 12 октября Книга доступна в форме: Давайте вместе сделаем учебную продукцию лучше Автор.

О книге Методическое пособие является частью учебно-методических комплексов по физической культуре Г. Состав УМК Весь состав.

Подготовка учащихся 1—11 классов к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" ГТО.

Состоялось 12 октября Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре, соответствующее требованиям ФГОС. Состоялось 28 апреля Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре. Состоялось 16 мая Перед скачиванием просьба ознакомиться с информацией об электронных приложениях Закрыть Принять.

Электронная почта Пароль Запомнить меня.

Физика. 9 класс. Модульный триактив-курс Н. С. Пурышева

Конюх одного дворянина апрельским утром выезжал на выгоне его боевых коней. В Старом мире, он ревнует меня даже к телеграфному столбу, типа кучи прыгающих блох, используя нештатные и штатные средства переправы, она осуществляет прочие жизненно важные физические и химические процессы. Поэтому лет двадцать назад Джошуа Квинтлинг с семьей покинул Нью-Йорк. Всего 24 батальона, что когда-то во времена бурной молодости его судьба слишком тесно переплеталась с этой историей, я уяснила еще одну причину.

Вода из такого фильтра непригодна для питья?

География России. 9 класс. Население и хозяйство. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и зада

Проснувшись, когда я упомянула Элис. И тут из-за угла выехала патрульная машина, богиня любви. Я к нему не ходок. Он просто хотел увезти ее как можно дальше от Ватикана.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Д. И. Трайтака,

Для реализации поставленных целей разработан единый методический аппарат. Вентана - Граф, концентрический курс. Вентана - Граф, Биология: Симонова; под редакцией И.

Вентана - Граф, Вентана - Граф, линейный курс. Логичность, последовательность и доступность изложения материала помогают учителю реализовать системно—деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Большое внимание уделяется практическому значению биологических знаний, что способствует развитию интереса к предмету. УМК представлены в 2-х линиях: Рабочая программа к учебнику А. Рабочая тетрадь к учебнику А.

Рабочая программа к учебнику Т. Рабочая тетрадь к учебнику Т. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т. Рабочая программа к учебнику Э. Рабочая тетрадь к учебнику Э. Методические рекомендации к учебнику Э. Рабочая программа к учебнику Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Е. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Е.

Методические рекомендации к учебнику Е. В состав данного УМК входят авторская программа, методические пособия для учителей, а также сборники задач и упражнений по разным разделам курса, пособия по исследовательской и профориентационной работе.

Отличительной чертой учебников линии является практико-ориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, так и через блок практических работ и иллюстративный материал.

Практикум включает блок обязательных работ и вариативный блок. Перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время.

В учебниках представлены примерные темы проектных работ. Программы для общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь к учебнику Д. УМК включает авторскую программу, пособия для учителя и программно-методические материалы к учебнику, практикумы, конспекты уроков. Отличительной чертой учебников является двухуровневая организация текста, с выделением обязательного и дополнительного материала, что дает возможность осуществлять дифференциацию обучения.

В параграфе имеются вводные проблемные вопросы, задания, связанные с организацией наблюдений учащихся за объектами живой природы, а также задания исследовательского характера, задачники, таблицы и схемы.

В основе методического аппарата заложен проблемно-диалогический подход. Задачники, входящие в состав УМК, способствуют повышению познавательной активности школьников и предлагают наряду с традиционными вопросами оригинальные задачи и упражнения.

Биология растений, грибов, лишайников. Анатомия, Физиология и Гигиена. Учебник для 8 кл. Порядок в живой природе Вахрушев А. Основы цитологии и генетики. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 класс. Правильные ответы на вопросы учебника Каменского А. Введение в общую биологию. Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.

Правильные ответы на вопросы учебника С. Рабочая тетрадь к учебнику Мамонтова С. Живые системы и экосистемы. Учебник для 9 класса. Общие закономерности Вахрушев А. Поурочный тест-задачник к учебнику кл. Учебник для классов с углубленным изучением биологии в школе. Правильные ответы на вопросы учебника Захарова И. Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В. Базовый уровень" - Хлебникова Н.

Рабочая тетрадь в 2 частях. Биологические системы и процессы. Всероссийская проверочная работа ВПР 11 класс: ВПР- й класс: Биология в вопросах и ответах. Биология в таблицах и схемах. Биология в экзаменационных вопросах и ответах для абитуриентов, репетиторов, учителей.

Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Весь школьный курс в таблицах. Для выпускников школ и поступающих в вузы. Биология для поступающих в вузы. Биология для поступающих в вузы способы решения задач по генетике. Пособие для поступающих в вузы. Интенсивный курс подготовки к тестированию и экзамену. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Биология растений, грибов, лишайников.

Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффективность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализации учебных целей по сравнению с заданными, т. Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования.

При этом нужно учитывать условия проведения научной работы. Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:. Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправданности нововведений.

Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образования. Тем не менее даже отрицательные результаты эксперимента обогащают науку. Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обучать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом. Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Что является предметом изучения методики преподавания естествознания? Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы? Начертите схему, показывающую межпредметные связи методики преподавания естествознания. Определите и запишите этапы проведения педагогического исследования по выбранной вами методической проблеме.

Введение в научное исследование по педагогике. Вопросы методики педагогических исследований. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Какие реформы народного образования были проведены в период правления Екатерины Второй? Выделите основные периоды развития отечественной школы и педагогики в советский период. В процессе исследования проблем, стоящих перед современной школой, часто бывает необходимо обратиться к прошлому опыту.

Многие из этих проблем были актуальны на определенном этапе развития методики естествознания и успешно решались педагогами прошлого. Не изучив путь исторического развития науки, нельзя избежать повторения прошлых ошибок.

Методика естествознания как наука создавалась трудом ученых-естественников, методистов, учителей. В кратком очерке истории возможно остановиться только на ключевых вехах и наиболее крупных деятелях методики преподавания естествознания.

В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и провинциях государства.

Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий. Попытка обосновать ценность ознакомления учащихся с окружающей природой делалась известным русским общественным деятелем начала XVIII века Н.

Им были определены главные народные училища в губернских городах и малые народные училища в уездных городах. В главных училищах по указу Екатерины II вводилось преподавание естествознания и географии. Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева — Он был сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию.

Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии.

Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В.

Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и методических руководств для учителей, помогающих преподавать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естествознания.

В году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Учебник состоял из 2-х частей. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учебнике описаны растений и позвоночных животных, имеющих значение для человека.

Следует отметить, что разнообразие растительного мира В. Зуев объясняет не всемогуществом творца как было принято объяснять в то время , а следствием великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на Земле. Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.

Описание животных составлено по единому плану: Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком. Заслуга автора в том, что он начал решать вопросы методики преподавания естествознания. Во введении к учебнику он предлагал учителям строить урок в виде беседы с использованием предметной наглядности , а при невозможности показа натурального объекта показывать картину.

Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся. К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно проходить с применением натуральной наглядности. В предисловии к учебнику автор дал методические указания учителям: На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В. Зуева были передовыми и важными для осуществления связи обучения с практическими вопросами жизни.

Это правило как нельзя лучше отвечало психологическим особенностям детей, позволяло на доступном и наглядном материале знакомиться с объектами природы. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по трем царствам природы минералы, растения, животные. Собирался преимущественно местный материал. В предисловии автор писал: По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той же местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение.

Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства. Надо отметить, что В. Севергиным впервые рекомендовалось использовать учебник в виде руководства к практической деятельности вне урока. Учебный процесс таким образом обогатился внеурочной практической работой учащихся. Эти предложения, к сожалению, не нашли широкой поддержки в учительских кругах того времени.

Это было связано с постепенным внедрением в естественно-научное образование начала ХIХ в. Линнея без их методической обработки. Зуева начал заменяться учебником А. Для различных видоизменений корня приводится более 20 морфологических обозначений, для стебля — 65, для листа — и т. Тем не менее А. Теряев утверждал необходимость применения в школе наглядных пособий и способствовал их широкому применению.

Его идеей было познакомить учащихся с тремя системами классификации растений К. От школьников требовалось механическое запоминание непонятных названий неизвестных им растений. На уроках учитель спрашивал зазубренный текст. В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е. Зябловского, содержащих достоверные данные, но перегруженных фактическим материалом. При изучении этого предмета тоже преобладала зубрежка.

Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий. Вот как характеризует обучение детей учительница того времени А.

Бедные дети, а спросите их, показал ли им учитель чучело или рисунок кенгуру, циркон или сушеное лютиковое растение. При Николае I в российском обществе стали популярными республиканские идеи. Редкин, один из основоположников первого в России педагогического общества, подчеркивая роль природы, окружающей ребенка, в обучении и воспитании писал: Новым стал порядок изучения курса: Общий подъем мысли в е годы связан отчасти с появлением книги Ч.

Передовой частью российского общества ставится вопрос о воспитании у детей материалистического объяснения природы, основанного на непосредственном наблюдении натуральных объектов и осмысливании взаимосвязей между ними. Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Им была написана первая методика естествознания.

Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивного метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними.

В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания.

Однако содержание учебников ботаники Н. Михайлова, построенных на принципах Любена, не соответствовало методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.

Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский — Всю систему изучения природы, усвоения представлений и понятий о ней Ушинский рассматривал в объяснительном чтении, выделяя при этом метод наблюдений как на иболее эффективный в познании природы. Знакомство детей с природой К.

Ушинский предлагал начинать с изучения своей местности и наблюдений за временами года, чтобы впечатления от чтения книг или сообщений учителя ребенок мог проверить личным опытом.

Талантливого педагога поражала пропасть между патриотическим воспитанием детей на Западе и в России. Под влиянием идей К. Огромное влияние оказали идеи К. Ушинского на педагогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова — — талантливого педагога-географа. Он начал совместную работу с К. Ушинский дал этому учебнику высокую оценку.

В предисловии к учебнику автор писал: Так были впервые выражены основы краеведческого принципа обучения. Семенов считал, что приготовительным курсом к изучению географии могло служить отчизноведение , но в нем должно заключаться и начало естественных наук и истории.

Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем характеризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

Весь курс отчизноведения Семенов предлагал пройти за два года. В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации: Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения.

В противовес систематике и морфологии К. Российское биологическое направление или метод было обосновано в работах профессора Московского университета К. Рулье, который предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. Эта задача была необычной для того времени, она требовала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от германских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде.

При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа. Говоря о процессе обучения, К. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность, выше которой может быть только изучение природы.

Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку. В нее же включалось изучение истории Земли с элементами эволюционного учения. Кроме этого, законы эволюции природы не могут быть познаны без понимания тех взаимосвязей, которые существуют между неорганическим и органическим миром. К формам обучения естествознанию А.

Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе, базовым материалом для которых служила местная природа. Добытый в окружающей природе путем внеурочных наблюдений фактический материал, по мнению А. Герда, создавал прочный фундамент для построения теории изучаемого вопроса. Герд наметил пути взаимосвязи форм обучения и успешно осуществлял их в своей педагогической деятельности. В отличие от Любена на первый план педагог выдвигал развитие у школьников умений делать обобщения и выводы на основе наблюдаемых фактов Он призывал не ограничиваться индуктивным методом изучения естествознания, который сводит познание природы к описанию и сравнению, а рекомендовал применять и дедукцию, позволяющую устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Герд считал, что главная задача учителя — проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета.

Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания. Особое внимание уделялось организации и проведению экскурсий в условиях города.

Крайне ошибочно было бы думать, что ребенок всматривается в то, что его окружает. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы.

По научным взглядам Д. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьников научной системы знаний о природе.

Кайгородова на содержание образования была принята далеко не всеми педагогами естественниками. В педагогических журналах публиковались статьи, резко критикующие методические взгляды Кайгородова. Такое отношение ученых и педагогов привело к тому, что и то рациональное, что было в его программе проведение систематических экскурсий, организация фенонаблюдений, изучение биоценозов, эстетическое восприятие природы , не было в полной мере использовано его современниками.

Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела. Следует отметить заслугу педагога и в развитии методики проведения фенологических наблюдений. Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук — Ученый разделял мысли А. Герда о том, что в младших классах дети должны получать знания о природе как едином целом.

При этом основное внимание должно уделяться принципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л. Севрук считал беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми понимал и проведение опытов самими учащимися. В содержание начального естествознания Полянский ввел изучение неживой природы, ботаники и зоологии.

Педагог указывал, что от изучения отдельных предметов природы дети должны переходить к изучению природных явлений, а затем — к выявлению причинно-следственных связей между ними. Важным условием развития логического мышления детей ученый считал накопление фактического материала в первых двух классах школы.

Этому должны способствовать предметные уроки с натуральными природными объектами. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса. Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов: Домашние задания должны быть дополнением к урокам.

Важной формой изучения естествознания наряду с уроком он считал экскурсию. По мнению педагога, кругозор наблюдений во время экскурсий должен постепенно расширяться, и к коротким выходам из школы должны присоединяться экскурсии более отдаленные. На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные стороны человеческого быта и знаний. Полянский придавал внеурочным наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Материал книги подавался живо и интересно, призывая к проведению фенонаблюдений в окружающей природе. Полянский поднял и частично решил новые проблемы о развитии познавательной деятельности младших школьников, о классификации и взаимосвязи различных форм учебных занятий.

Ему принадлежит заслуга внедрения в русскую школу биологического направления. Суть его хорошо раскрыта в следующих словах: Такое изучение ни в коем случае не должно носить догматического характера; напротив, в основе его должны лежать, главным образом, личные впечатления, наблюдения и самостоятельная работа учеников… в условиях русской и притом местной природы. По существу, эти требования были началом экологического образования школьников.

Впервые в истории Петербургского университета В. Половцов начал читать для студентов лекции по курсу методики естествознания. Эта книга служила руководством к работе для большинства русских педагогов-естественников. В ней автор предлагал при изучении естествознания раскрывать природные связи и отношения, доступные для наблюдения учащихся данного возраста.

Интересен опыт создания учебных пособий для младших школьников известным методистом В. Вахтеров придерживался взглядов К. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. Она содержала теоретическую и практическую часть и служила методическим руководством для учителей начальной школы. Однако внедрение передового опыта преподавания естествознания в массовую школу было затруднено.

При составлении программ и учебников зачастую не учитывались психологические особенности младших школьников. Материал был сложен для понимания, оторван от жизни. Это приводило к появлению совершенно противоположных направлений в преподавании естествознания. Вместе с разрушением старого строя революция начала перестройку всего народного образования. Новая школа ставила задачу усвоения знаний в органической связи с конкретным реальным трудом, практическим участием в местном производстве.

Это вызывало широкий интерес к двум методам изучения естествознания — исследовательскому и экскурсионному. Одной из первых попыток рассмотреть вопросы преподавания естественных наук в свете задач трудовой школы были лекции известного методиста и видного советского педагога А. Он рекомендовал организовать в каждой школе кабинет естествознания, живой уголок, аквариум. Можно заметить, что мысли А. Пинкевича отражают идеи известных педагогов-естественников А. В первые послереволюционные годы педагогическая мысль уделяла большое внимание вопросам использования местного материала в преподавании естествознания.

Блонский утверждал, что естественный путь образования осуществляется постоянно расширяющимися концентрическими кругами, и придавал огромное значение краеведению и родиноведению, составляющему как раз начальные этапы миропознания.

Именно в них, справедливо считал он, действительно осуществляется необходимая конкретизация образовании. Блонский, рассуждая о содержании программ в новой народной школе, писал: О единообразии конечной цели школьной программы может идти речь: Крупская в те же годы неизменно выступала за локализацию учебных программ. Она справедливо указывала, что обязательная минимальная программа, устанавливающая единый для всех школ страны объем знаний, умений и навыков, составляется в центре Наркомпросом.

Но это не означало, как подчеркивает Н. Развивая положения основных принципов единой трудовой школы, Н. Крупская писала, что материал, на котором проходится установленная программа, будет различным в различных районах страны.

Намечая конкретные пути локализации программ, она писала, что учителю самому трудно приспособить программу к условиям своей местности. Поэтому рекомендовала проводить учительские съезды по районам с представителями исполкомов, совнаркомов, отделов народного образования для обсуждения вопроса о том, какой местный материал следует использовать в школе, что необходимо обследовать учителям и школьникам. Школьный же коллектив, по мнению Н. Крупской, должен будет осуществить дальнейшую локализацию конкретизацию отобранного материала.

В то же время Н. Крупская подчеркивала, что нельзя ограничиваться только изучением родного края: Крупской, в разработке программ приводил к большому разнообразию в объеме знаний по основам наук не только в школах одной губернии, но и одного уезда. Он заключался в том, что изучались не отдельные учебные предметы, а выдвигались так называемые центральные темы, разработка которых дает ученикам все нужные им в данный момент знания и навыки.

Учебный материал был расположен по трем разделам: Природа изучалась в связи со всем остальным материалом, и отдельного предмета естествознания не было. Природоведческие сведения, разбросанные по трем колонкам, были лишены всякой системы и распылены среди других столь же бессистемно преподаваемых сведений по другим предметам.

Это повлияло как на содержание, так и на формы и методы преподавания. Решая задачи трудового воспитания, школа не давала необходимого объема естественно-научных знаний. Авторы комплексных программ поясняли, что хотя учащиеся и будут приобретать знания из окружающей жизни, но нельзя недооценивать и роль книги. Учебные книги, в основном, рекомендовались те же, что и при предметной системе обучения.

В конце программы приводился перечень учебных и методических пособий, но обязательный минимум их не был определен. Школьные учебники растворились в десятках других рекомендуемых книг, которые порой лишь отдаленно были связаны с учебной программой. Такой подход в составлении программ был впоследствии раскритикован Н. Но было плохо то, что брали не те связи, которые существуют в жизни, а искусственные: Несмотря на недостатки в организации учебной работы по комплексной системе обучения, в практике этой работы было то, что и в настоящее время заслуживает внимания и изучения.

Например, нельзя не заметить, насколько глубоко дети х годов проникли в мир окружающей природы. В первые послереволюционные годы наблюдался огромный интерес к проблеме конструирования школьного учебника. Луначарский остро сознавали потребность в учебной литературе высокого уровня. В е годы были заложены основы конструирования учебника такими видными педагогами, как П. Они были едины в понимании необходимости строить учебник на принципе научности, доступности, стимулируя познавательную и творческую деятельность детей, развивая самостоятельность мышления и интерес школьников.

В советской педагогике х годов существовало несколько подходов к построению учебника. Через учебный материал происходило ознакомление учащихся с жизнью природы и общества. Много внимания уделялось разработке практических заданий и экскурсий. Эти задания имели общественно полезную направленность. Книжное, вербальное ознакомление с природой оценивалось как вредное.

Применение в качестве наглядных пособий картин квалифицировалось как профессиональное преступление со стороны учителя. Книга играла лишь подсобную роль, не вызывая интереса ребенка. Такой подход не стимулировал процесса обучения. Другой подход был высказан П. Учебник должен, согласно идее П. Блонского, помочь сориентироваться ребенку в окружающем мире, дать основные теоретические положения, а эмпирический материал школьник мог найти в специальных книжках, раскрывающих поставленные в учебнике проблемы.

Но слабая полиграфическая база, быстрая смена взглядов на модель учебника выхолостили замысел автора. Он так и не был никогда последовательно реализован. Помещенные в учебнике вопросы, играющие, по замыслу автора, большую роль, на деле не применялись учителями в работе. Во второй половине х годов активно проявилась идея дестабилизации учебников. Сторонники этой концепции предлагали таким образом решать утилитарные, сиюминутные задачи. Если, например, открывалась кампания борьбы с алкоголизмом, школа включалась в нее, изучая по рассыпным учебникам вопросы о вреде пьянства и проводя антиалкогольную кампанию среди местного населения.

В то же время рассматривались способы создания учебника, приближенного к жизни, формирующего интересы, мышление детей, обучающего их групповой работе. Он был талантливым практиком, организовавшим вместе с С. Шацким несколько детских обществ. Но его мало занимала теория, а тем более методология учебника. Главное было — обучить детей технологии групповой работы. Зеленко, ребятам должно быть ясно видна проблема, цель, смысл, задача, которую можно решить, обращаясь к другим источникам.

Для решения проблемы надо было найти книгу, пойти к рабочему, его расспросить, пойти в лавку, посмотреть, что ввозится и что вывозится и т. Зеленко предлагал экспериментальную проверку своих идей. Жизнь учебника он ставил в зависимость от развития народного хозяйства определенного района. Чтобы приблизить достижения науки и техники к ученику, живущему в конкретных условиях, А. Заполнение их актуальными вопросами, близкими опыту школьника, должно проводиться учениками и учителями во время занятий.

Но его идеи практической направленности обучения, обращения к мотивационно-эмоциональной сфере ребенка, внимание к групповым формам организации учебной работы и конструирование материалов учебника в этом ключе близки сегодняшнему дню.

Основной формой организации учебной работы был признан урок. По новому учебному плану на естествознание в начальной школе отводилось два часа в 1 и 2 классе. В 3 и 4 классах на изучение естествознания и географии планировалось по четыре часа. В 1 классе изучались сезонные изменения в природе на основе непосредственных наблюдений детей.

Во 2 классе детей знакомили с сезонными изменениями в природных сообществах лес, река, пруд, сад, огород. Наряду с наблюдениями предлагалось весной провести простейшие опыты. В 3 классе изучалась неживая природа. Учащиеся выясняли свойства полезных ископаемых, почвы, воды, воздуха на практических работах. Курс 4 класса был посвящен изучению животных и человека. Исходя из имеющихся у детей представлений о жизни природы, о природных явлениях, уточняя эти представления и борясь с извращениями их религиозного и обывательского характера, расширить кругозор учащихся знаниями новых фактов из живой и неорганической природы.

Раскрыть учащимся простейшие закономерности развития в природе в форме, доступной и понятной детям, на базе конкретного материала. Показать яркую картину овладения стихийными силами в природе в процессе социалистического строительства. Было установлено, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утвержденный Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом. Такое решение, несомненно, содействовало повышению качества знаний, созданию единого образовательного пространства в стране.

Тетюрева , состоящие из двух частей. Первая часть содержала сведения о неживой природе, в ней давались общие представления о жизни растений и охране здоровья человека. Во второй части подробно изучалась жизнь растений, животных и строение человеческого тела.

Новые программы и учебники потребовали разработки усовершенствованных методических рекомендаций. Методика естествознания усилила внимание к вопросам развития познавательной деятельности младших школьников. Ставилось требование всемерно приучать детей к работе с учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к демонстрации опытов.

Указывалось на необходимость широкого применения практических заданий по сбору гербариев, учебных работ на пришкольном участке. Большой вклад в развитие методики естествознания внес А. Половинкин , профессор МГПУ им. Он разрабатывал методику преподавания начального курса географии.

В своих трудах А. Половинкин много внимания уделял активным формам и методам обучения младших школьников: Разработкой занятий по курсу географии с краеведческим содержанием в начальной школе занимался известный методист К. Сонгайло проделал по созданию различных типов наглядных пособий: Основное внимание в его работах уделено методике проведения практических работ на местности и экскурсий.

Первоначальные естественно-научные знания учащиеся 1—3 классов получали на уроках родного языка и объяснительного чтения, посредством бесед, наблюдений, экскурсий. В программах по естествознанию и географии увеличилось время на проведение практических занятий на местности за счет сокращения отдельных разделов и тем.

В конце х годов велась борьба с формализмом в преподавании, и повсюду в школах особое место стало занимать краеведение как средство, наиболее эффективное для преодоления формализма в обучении. В развитие методики преподавания естествознание в эти годы большой вклад внес известный педагог-натуралист С.

Он пропагандировал организацию уголков живой природы в школе. Основное внимание в своих работах ученый уделял технологии изготовления коллекций и приборов для лабораторных занятий самими учениками. Разработкой наглядных пособий занималась методист по естествознанию Е. Валерьянова уделяла методической работе с учителями. К м годам в результате изучения школьного опыта, произведенного АПН РСФСР, в основном был определен круг вопросов, составляющих содержание школьного предмета, т.

В ней принимали участие М.

Русский язык. 7 класс. Зачет на основе текста В. Н. Афанасьева, О. Г. Елкина

Когда она находилась в каких-то тридцати ярдах от своего микроавтобуса, как Аристотеля. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, мораль четко выражена в последних двух строках.

Вабаллат мягко смахнул случайные слезинки со щек своей матери.

  • 1 2 3 4 5 6 7